Наш адрес:

355026, город Ставрополь, улица Пригородная, 195

Контакты:

8(8652) 36-96-96
8(8652) 36-47-45
rostok51@mail.ru
dou_51@stavadm.ru

Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

31.01.2020

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

  Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов

– конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.).

– это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

– детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

– внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

– взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Что делать, если ребёнок испытывает страх?

   Эмоциональное развитие ребенка — это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

    Не случайно говорят: человек рождается дважды — первый раз физически и второй — духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

    Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше — это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.

     Попробуйте переубедить ребенка бояться чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо. Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом. Например, ребенок, боящийся, что кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил. Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т.д.

        Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос опасен — он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

Помогите своему ребёнку справиться со страхом.

    Страх нужно принять. Поговорите о том, чего боится ваш ребёнок, что он чувствует, на что похож его страх, какого цвета, формы. Попросите нарисовать, если сложно, то расскажите о своём бывшем страхе и нарисуйте его, это будет не только примером, но и опытом того, что бояться могут все и от страха можно избавиться. Когда визуализация состоялась, т.е. страх нарисован, значит, получилось высвободить его и перенести в материальный мир, где проработать его будет легче. Теперь можно использовать несколько вариантов: дополнить рисунок деталями — посадить страх в банку, клетку, коробку. Или дорисовать яркие элементы, сделав его смешным. Или стереть его ластиком. Спросите у ребёнка, как бы ему хотелось освободиться от страха, и он сам выберет действенный способ.

    Хорошо проработать страхи, выдувая их в шарик, наблюдая при этом за реакциями в теле, затем, лопнуть шарик, не используя колющих предметов.
Страх можно трансформировать. Лучший помощник в этом смех, доведите ситуацию до абсурда, вообразите страх в комичном наряде, создайте для него глупую ситуацию. И разыграйте спектакль по ролям, используя подручные средства. Или устройте кукольный театр, где кукловодами будете вы и ребёнок.

   Можно показать и другую, красивую сторону страха, тьма полна звёзд и сказочных превращений, чудовище может иметь доброе сердце и выглядеть устрашающим, потому что его никто не любит. Порассуждайте о том, почему Баба Яга злая, почему животные кусаются, и что таит в себе подводный мир. Чтобы преодолеть некоторые страхи, нужно их логически объяснить, а затем доходчиво рассказать, что делать, чтобы вновь не попасть в эту ситуацию. Донесите до ребёнка понимание того, что он сам, своими мыслями формирует события. Его негативные ожидания сбываются. Боится, что собака укусит, значит, ждёт плохого от неё, а если ждёт, то это случится. Собака чувствует наш настрой и выдаёт ту реакцию, какую мы запрограммировали. Мы сами отвечаем за всё живое вокруг нас, и за всё то, что с ним и с нами происходит!

 Иногда, достаточно нескольких минут, чтобы победить свой страх, иногда на это уходят недели, месяцы. Но, что бы вы не делали, какие бы техники не использовали, главное – искреннее желание помочь ребёнку стать свободным от страхов, которые тормозят мышление, вызывают тревожность, лишают непосредственности. Мешают развиваться в гармонии с собой и окружающим миром.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта