Консультация для родителей педагога-психолога Аракелянц Н.А.: «Темперамент вашего ребенка»
20.02.2020Темперамент – врожденные особенности человека, такие, как степень уравновешенности и эмоциональности.
Темперамент вашего ребенка
Темперамент нельзя изменить, но можно научиться контролировать.
Одна из распространенных причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он просто не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Поэтому для того чтобы научиться общаться с малышом без ссор, истерик и конфликтов, очень важно определить тип его темперамента, т. е. динамика особенностей нервной и психической деятельности человека.
Темперамент проявляется:
- в скорости речи и мышления,
- в движениях, мимике, жестах,
- в манере общения,
- в реакции на те или иные события.
ТЕСТ: ТЕМПЕРАМЕНТ ВАШЕГО РЕБЕНКА
I. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, с робостью.
II.Какова типичная реакция малыша на замечания родителей или воспитателя?
А. Клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и поступает по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, плачет.
III. Какой линии поведения ребенок придерживается в споре со сверстниками?
А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом учитывает и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не желает слушать.
В.Говорит уверенно, но без лишних эмоций.
Г. Ведет себя крайне нерешительно.
IV. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке (например, у врача)?
А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес.
Б. Легко возбуждается, иногда нервничает.
В.Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется.
Результат. Преобладание вариантов «А» говорит о том, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если в ответах встречается больше вариантов «Б», скорее всего он холерик. Если вы выбрали как минимум два варианта «В» или «Г», значит, в темпераменте вашего малыша преобладают соответственно флегматические или меланхолические качества.
Ребенок сангвиник: дружелюбный, общительный, жизнерадостный малыш, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, не боится неудач. Он легко вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке, всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Ребенок-сангвиник активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, а потому очень быстро забывает обиды. Ребенок-сангвиник — увлекающаяся натура. Однако малышу недостает терпения и упорства, поэтому он часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.
Акцент в воспитании сангвиника:
- формировать устойчивые интересы;
- учить доводить начатое до конца;
- формировать критичное отношение к результатам своего труда;
- обращать внимание на качество выполнения задания;
- предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.
Ребенок холерик: неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Холерик легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Поэтому малыш-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Новую информацию ребенок усваивает быстро, но помнит ее недолго. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Замечания малыш выслушивает спокойно, но если вы попытаетесь воздействовать на него с помощью физической силы, то непременно столкнетесь с ожесточенным протестом. Контролировать бурные проявления их темперамента помогают спокойные игры, выбор интересного хобби. И конечно, самим родителям тоже следует постараться вести себя более сдержанно (хотя бы в присутствии малыша).
Акцент в воспитании холерика:
- развивать способность считаться с чувствами окружающих;
- направлять энергию на полезные дела;
- укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
- предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности;
- развивать сдержанность;
Ребёнок флегматик: очень спокоен, сдержан, серьезен. Такой ребенок на первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Он не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Флегматик тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Он боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Флегматичный ребенок медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Таким детям полезны игры, развивающие ловкость и быстроту реакции.
Акцент в воспитании флегматика:
- постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
- учитывать низкий темп выполнения задания;
Ребенок меланхолик: застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки. Чтобы такой ребенок не вырос зависимым и инфантильным, необходимо воспитывать в нем решительность и самостоятельность, создавать для него ситуации успеха, хвалить, поддерживать и подбадривать малыша.
Акцент в воспитании меланхолика:
- чаще давать положительную оценку, подбадривать;
- создавать ситуации успеха;
- организовывать совместную деятельность с успешными детьми.
Задайте вопрос или оставьте отзыв